Главная » Статьи » Публикации в интернете

Выставка керамики нижегородских художников Свет Православия
9 января в Нижегородском государственном медицинском колледже состоялось открытие выставки керамики нижегородских художников Татьяны, Валерия и Олега Гришиных - "Свет православия".

Вот уже три десятилетия радует нижегородцев искусство Татьяны и Валерия Гришиных, составляющих гармоничный творческий дуэт. Творчество Татьяны и Валерия Гришиных универсально.

Строги и благородны образы носителей божественной мудрости и подвижников христианской церкви Иоанна Богослова, Дионисия и Ефимия Суздальских, Макария Желтоводского, Иосаафа Печерского. Доброта и сострадание к людям подчеркнуты в облике святого Николая. Торжественно и радостно сияют краски 'праздничных' икон - 'Благовещения', 'Преображения' и 'Воскресения Христова'. За минувшее десятилетие Гришиными создано 25 керамических икон. Они выполнены по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая.

Эти иконы отличают строгое следование церковным канонам и высокие художественные достоинства - мастерство композиции, чистота и изящество рисунка, звучность цветовых гармоний, бережное отношение к религиозной традиции, выражающееся в сохранении всех необходимых атрибутов сюжета и символики цвета. Виртуозно владея техниками лепки, литья, создания рельефной и объемной формы из глины, различными приемами росписи - при помощи ангобов, люстров, многоцветных полив, позолоты, художники добиваются разнообразных декоративных эффектов и богатой фактурной разработки керамической иконы.

Применяющаяся Гришиными система обжига и закалки керамических изделий придает им необыкновенную прочность, обеспечивая их устойчивость к любым погодным условиям. 23 иконы Гришиных украшают сегодня нижегородские храмы - в Печерском, и Благовещенском монастырях, Архангельский собор в Кремле, церковь Всех святых в Марьиной роще, церковь Св. Татьяны на Северном поселке Автозавода, храм-часовню 'Баранов ключ' в Приокском районе, храм Вознесения в Ковернино. Все они несут людям духовный свет- свет православия.

Олег Валерьевич Гришин родился в 1968 году в подмосковном Абрамцеве, где его родители завершали художественное образование. С детских лет Олега окружала атмосфера творчества, он рано начал рисовать и лепить, а в 1983 году поступил в Абрамцевское художественно-промышленное училище на отделение художественной керамики. В годы учебы обнаружились широта творческих интересов и разносторонняя одаренность юноши. Он с энтузиазмом осваивал гончарное дело, обращался к мелкой пластике ('Дама с кошкой', 'Дед и внук', 1986), работал над декоративными композициями из шамота ('Лето', 1985). А кроме того, много читал, редактировал газету, участвовал в любительских спектаклях, пел, играл на скрипке. Становлению способствовала специфическая среда Абрамцева с его музеем-заповедником самобытной русской культуры, и близость Загорска, Троице-Сергиевской лавры - выдающегося памятника архитектуры, сокровищницы древнерусского искусства, сохраняющей дух истории и национальные духовные традиции. Так в творчестве Олега Гришина появляются образы, навеянные историческим прошлым России. Чаще всего они имеют легендарно-поэтический характер. Примером может служить скульптура 'Всадник' (1986), которая представляет оригинальную интерпретацию любимого в древнерусском искусстве образа святого воина. Силуэт группы выразителен и динамичен: мощные объемы фигуры коня, стремительно рвущегося в пространство, подчеркивают гибкость стройного, показанного в энергичном повороте всадника. Короткий плащ, живописно полыхающий на ветру, сообщает образу 'окрыленность', в то время как шероховатая поверхность шамота и его розовато-охристый тон вызывают в памяти согретые солнцем камни древних скульптур. Подвигу иноков Троицкой обители, геройски сражавшихся против татарских захватчиков на Куликовом поле, посвящена скульптурная композиция 'Бегущие' (1986). Она изображает монахов, спешащих к месту сражения. Широкие, волнообразные ритмы их развивающихся одежд рождают ощущение грозно гудящего, раскачивающегося колокола. Экспрессия пластических форм служит выражением духовного порыва защитников русской земли, а пламя красного плаща, освещая группу изнутри, воспринимается как принцип грядущей победы. Увлечение духовной музыкой, глубоко пережитые впечатления древнерусского искусства побудили Олега Гришина к созданию ряда композиций на религиозные сюжеты. Высокие нравственные идеалы христианской Руси он пытается воплотить в скульптурах с портретами деятелей православной церкви и святых. Это изображения мудрого, кроткого, но твердого волей старца Сергия Радонежского ('Сергий Радонежский', 1988, 2002), погруженного в печальное раздумье Иоанна Златоуста ('Иоанн Златоуст', 1987) и одержимого идеей, словно заряженного духовной энергией молодого апостола ('Апостол', 1987). А рельеф 'Спас' (1987) привлекает метафоричностью художественного образа, слившего воедино христианские и более древние, языческие представления славян о сущности божества. Одухотворенный, излучающий свет и доброту лик Христа подобен восходящему солнцу, к которому тянутся люди и животные. Выразительность художественной формы в этих произведениях основывается на творческой переработке приемов древнерусской пластики: использование низкого рельефа, особом изяществе удлиненных силуэтов фигур и красоте очерчивающих их плавных контуров. Окончив училище, Олег получил направление на казаковский ювелирный промысел в Горьковской области, где разрабатывал образцы сувениров из местного камня ангидрита, которые затем тиражировались резчиками Борнуковского отделения. Однако художник не забывал и керамику, и, продолжая тему русской истории, создал серию плакеток, с рельефными изображениями исторических событий, трактуя их в духе лубка. Стремясь к знаниям, к профессиональному общению, Гришин в 1989 году переехал в Ленинград. Три года работал он в мастерской Б.А. Пленкина в Институте имени Репина, изучал скульптуру в музеях и на выставках, по-новому оценив достоинства русской классической и современной ленинградской школы. Начался новый этап его творческой жизни. Работы Олега, в которых ярче обозначился индивидуальный почерк скульптора, экспонировались на республиканской художественной выставке 'Молодость России' (Москва, 1989) и VII зональной выставке 'Большая Волга' (Казань, 1991). Среди них скульптуры 'Рождество' (1989) и 'Тишина' (1991) получившие высокую оценку критики. Скульптура Гришина 'Тишина' (1991) - это изображение спокойно сидящего молодого художника. Придерживая рукой иконную доску, он погрузился в глубокое раздумье. Это образ, очищенный от бытовых деталей, образ вне времени: таким мог быть Андрей Рублев, созерцавший иконы в уединении, но подобное состояние органично и для творческой личности любой эпохи. Скульптура выполнена из дерева в той лаконичной манере, которая подчеркивает значительность внутреннего содержания образа. Желание осмыслить 'связь времен', ощутить дыхание вечности в потоке современной жизни, философский подход в трактовке темы все настойчивее обнаруживают себя в творчестве Олега Гришина и во многом определяют ценность его последних работ.

Источник
Категория: Публикации в интернете | Добавил: kerma (03.04.2013)
Просмотров: 476 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: