Главная » Статьи » Статьи сайта

От монументальной керамики к керамической иконе
Уже 40 лет мы Валерием Михайловичем занимаемся керамикой.
До девяностых годов мы создавали монументальные работы. Это оформление станций метро, детсадов, поликлиник,кукольного театра. Монументальные работы выполнялись по собственным эскизам.

В такой работе позволительно, желательно передавать творческое понимание той темы, за которую ты взялся. Каждая работа была интересна в исполнении. Для станции метро Заречная лепился рельеф в живую. Панно разделили на квадраты 42х42 см., с требованием усадки, и лепили рельеф сразу. Это даже больше подходит под высокий рельеф. Мы брали Конаковский шамот и лепили. Опасность такого приема заключается в том , что если вдруг какой-то кусок треснет, то чтобы его переделать требуется большой опыт и уменье, так как он должен подходить, как по рисунку так и объему рельефа. Обжигали в электромуфельной печи.

Поливной обжиг - это когда наносятся глазури на обожженный череп, приходилось доводить до 5 раз. В своей работе нам хотелось во всей силе использовать свойства сплава и игры цвета присущее только керамике. Сложности конечно были. Глазури они сродни жидкому стеклу. А высокий рельеф надо было так расписать, чтобы контуры изображения не сливались с фоном. Это уже происходит где-то подсознательно. Когда ты много расписываешь глазурями, ты начинаешь их чувствовать всем нутром. Какой слой положить. Какую глазурь с какой глазурью совместить.В масляной живописи художник видит результат написания работы сразу, а керамист, только после обжига. И трудно предугадать до мельчайших подробностей что же получится.
Были в нашей практике (в начале) и такие моменты - хотелось нанести разные глазури казалось должно получиться нужное сочетание, а получилось, серое, грязное пятно.

Делали мы работу для поликлиники «Айболит». Там была роспись глазурями по кафельной плитке. Сверху монтировался рельеф (детские фигуры) здесь тоже было интересно освоить роспись по плоскости плитки глазурями с применением, солей и окислов металлов. На плитке изображался условный пейзаж, уголок природы. Но интерес заключается в том, чтобы все это изобразить не в подражание масляной живописи, а найти свой подход, живописи глазурями. И когда ставишь какие-то кажется немыслимые задачи, тем интереснее их выполнять.


В 1990-1991 году мы начали делать керамические иконы. Это не было случайностью, вдруг. Искусство иконы нас всегда восхищало, поражал сам язык условный и конкретный, цветовое решение. Мы как-то потихоньку подошли к выполнению икон. Ведь керамические иконы на Руси делали еще в 14 веке.У нас как-то так получилось, строили храм св. Татьяны и нам предложили сделать надвратные иконы

Мы конечно видели реальные керамические иконы XVI века (мастер белорус Степан Иванов - Полубес). Красочность икон мастера пленила и покорила нас. Мы стали пытаться найти свой язык исполнения. Ведь в иконе изображение должно пройти через канон. Но в этом и интерес, что соблюдая ограничения показать свое видение.

Сначала мы лепили рельеф в пластилине. Вся сложность заключается в том, что на этом этапе надо предусмотреть многие вещи. Глина при обжиге дает усадку. Надо было рассчитать какого размера делать изображение образа в пластилине. При этом учитывая условность изображения, надо было вылепить именно образ той святой, которой мы хотели сделать. Когда начали лепить из пластилина, конечно уже представляли какой надо делать высоты рельеф, памятуя что глазури имеют свойства течь при обжиге. Все это конечно приходит с практикой и годами. Вылепив из пластилина образ мы, после снятия гипсовой матрицы (пластины), нанесли на нее фактуру фона, чтобы фон за фигурой был не гладкий, а мерцал своей сложной цветовой гаммой за счет рельефа. Когда форма высохла, мы стали формовать из глины икону.

Состав глины мы делаем сами. Совмещая разные глины красную и белую мы добавляем огнеупорный шамотный порошок,который придает керамике крепость и помогает ей выдерживать атмосферные перепады. Ведь мы делаем иконы, которые монтируются и находятся не в храме а на храмах на воротах храмов и подвержены воздействию всех разрушительных атмосферных факторов.

Из воспоминаний художника Гришиной Татьяны Владимировны.
Категория: Статьи сайта | Добавил: kerma (24.05.2013)
Просмотров: 835 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1  
С Дебютом! Надеюсь, это начало цикла статей Татьяны Владимировны и продолжение последует.

2  
Согласен! Постараемся, чтобы эта статья стала не последней в цикле воспоминаний творческого союза wink

Имя *:
Email *:
Код *: