Главная » Статьи » Статьи сайта

Керамическое убранство часовни в Малой Ельне
В 2009 году православная община жителей Малой Ельни Кстовского района Нижегородской области решили возвести часовню - стелу в своем поселке.

При закладке состоялся чин освящения места отцом Алексеем. На выбранном месте была построена четырехгранная часовня.

Вертикальные ниши на четырех сторонах высотой более 3-х метров и шириной 1,5 метра переходят в закомары с куполом и завершаются крестом.

Святыня получилась очень привлекательной. Красного камня, с золотым куполом и возведенным над ним золотым крестом. Часовня обнесена красивой изгородью, площадь вокруг нее благоустроена, украшена цветами. Изящная по архитектуре часовня стала гордостью жителей Малой Ельни.

Но встал вопрос, где найти художника, который сотворит иконы. Художники были, но они не гарантировали сохранность икон на фасаде часовни от атмосферных нагрузок.


Однажды жители Малой Ельни увидели по телевидению передачу о заводе КЕРМА о том, как завод помогает в реставрации Нижегородских храмов и о том, что на заводе работают художники - керамисты.

Так они вышли на нас и предложили изготовить для часовни керамические иконы. Мы предложение приняли. Обсудили изобразительный момент, что они хотели бы видеть на своей часовне. Вместе пришли к единому решению, какие иконы должны там быть. После этого община обратилась к настоятелю Никольского храма Большой Ельни отцу Алексею. Он благословил тему убранства часовни и нас на работу. После благословения мы приступили к выполнению икон.

Первая икона была Господь Вседержитель.

Процесс выполнения икон в керамике очень продолжительный. Сначала делается картон, рисуется изображение будущей иконы в натуральный размер с учетом усадки глины при обжиге.

Очередной этап работы это лепка образа в пластилине. Лепка выполняется специальным модельным пластилином. Высота рельефа до 20 мм.

Работа с пластилином занимает немало времени. Когда начинаешь лепить всегда ощущение, будто берешься впервые. Всегда разные задачи ставятся: и художественные; и технические; и технологические.

При лепке надо учитывать, что когда рельеф будет переведен в глину и начнется этап покрытия глазурью, чтобы глазурь не сползала с объема. В общем надо все предугадывать, чтобы рельеф смотрелся на расстоянии и гармонировал с росписью глазурями.

В рельефной иконе все должно работать на образ: и объем; и цвет; и фон за изображением. После того как этап лепки из пластилина завершен плоскость изображения мы разрезаем на квадраты 40х40 см. Это удобный размер кусковой керамики.

Следующий этап. Снимаем гипсовые формы с каждого куска иконы. Гипсовые формы просушиваются и когда они приобретают нужную прочность, приходит время этапа формования глиняных частей будущей иконы.

В гипсовые формы мы отминаем шамотную массу, которую приготавливаем сами. За основу берется кирпичная глина завода КЕРМА, куда добавляются шамотные компоненты.

Будущая икона должна быть морозоустойчивой, выдерживать дождь, изменение температуры и другие атмосферные воздействия. Когда отформована глина, надо следить, чтобы блоки сохли равномерно. Тут уж надо следить за блоками, как за малым дитятком. Чтобы не было сквозняков. Накрывать тряпками, чтобы сушка была равномерной. Иначе бывает и такое, треснет блок и начинай сначала.

Просушенные блоки обжигаются в первый раз, т. е. выполняется первый утильный обжиг. Режимы обжига и охлаждения очень плавные. После первичного обжига настает этап нанесения глазури. Здесь тоже свои тонкости и тоже нет определенной программы - схемы наложения глазурей.

Здесь надо знать, какой цвет можно совместить с каким. Бывает, совместишь один цвет с другим, а после обжига выходит серый прозрачный даже не цвет, а так прозрачное пятно. Поэтому надо в голове держать схему смешения глазурей, какие дружат, а какие нет. Можно накладывать локальные цвета, но нам кажется, что роспись наших икон должна заключаться в том, чтобы насыщать глубиной и сложностью цвета, не выходя за рамки канона.

Это и сложно и интересно. Нам, во всяком случае, не кажется это скучным. Каждый раз стоят разные задачи. Роспись глазурями отличается от написания икон маслом или темперой. Результат мы получаем только после обжига. И каждый раз, насыщая цветовую палитру, достигается глубина цвета.

Поэтому обжигов только на глазуровку может быть 5-7. После того как достигли нужной цветовой гаммы, начинается подготовка иконы на люстровый обжиг. Начинается роспись надглазурными красками, золотом. Здесь вырисовывается характер лика, рук, одеяния, надписей. Здесь точно за один обжиг редко обходится. В целом количество люстровых обжигов иногда достигает до 2, 3. Политой обжиг длится в течение 4-х дней, сюда входят обжиг и остывание. Иконы на часовне обрамлены керамическим киотом.

Сложность заключается в повторимости окраски блоков орнамента киота. Орнаменты мы разрабатывали по иконографическим материалам. Многое зависит от того как произведен монтаж керамической иконы. Везде надо подходить с большой ответственностью. Каждая икона по архитектурному облику часовни переходит в закомару. В каждой закомаре керамический небесный ангел Шестикрылый Серафим.

Нижняя часть каждой иконы сопровождается молитвой соответствующей изображению святого.

С Божией помощью нам сподобилось создать четыре керамические иконы для часовни в деревне Малая Ельня. Господь Вседержитель Пресвятая Богородица Умиление Святитель Николай Чудотворец Преподобный Серафим Саровский и четыре Шестикрылых Серафима

Вначале была изготовлена икона Господь Вседержитель. В 2010 году икона была смонтирована, а также смонтированы керамические киоты на 4-х сторонах и в закомарах небесные ангелы Шестикрылые Серафимы.

2 августа 2010 года прошел чин освящения иконы Господь Вседержитель. На молебне присутствовали администрация, гости, жители.

В 2011 году изготовлена и смонтирована икона Святитель Николай Чудотворец. 2 августа 2011 года состоялся праздник - чин освящения иконы, на котором присутствовали администрация, жители, гости. В 2012 году изготовлена и смонтирована икона Преподобный Серафим Саровский.

3 августа 2012 года прошел чин освящения иконы Преподобного Серафима Саровского. Благочинный Кстовского округа отец Алексей отслужил молебен. Присутствовали администрация района, гости, многочисленные жители. В 2013 году создание убранства часовни в деревне Малая Ельня завершено. Смонтирована икона Пресвятой Богородицы Умиление.

3 августа 2013 года состоялось долгожданное событие - Благочинный Кстовского округа отец Алексей совершил чин освящения последней иконы - иконы Пресвятой Богородицы Умиление.







Освятив часовню, после молебна - отец Алексей поздравил собравшихся с этим событием и пожелал помощи Божией. На празднике присутствовали жители Малой Ельни, администрация Кстовского района и гости из Нижнего Новгорода и области. Православная община Малой Ельни с трепетом и любовью относятся к своему и нашему детищу.

Это душевно радует. Не всегда можно видеть сейчас такое отношение. Низкий поклон от нас художников Валерия и Татьяны Гришиных всем активным участникам создания такого чуда на Кстовской земле.

Большое человеческое СПАСИБО!!!!! Особенно Генеральному директору ОАО КЕРМА Ширяеву В. А. и жителям общины Малая Ельня.
Категория: Статьи сайта | Добавил: kerma (22.11.2013)
Просмотров: 3005 | Комментарии: 1 | Теги: Икона «Умиление», часовня в деревне Малая Ельня, Икона Господь Вседержитель | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 kerma  
0
Спасибо авторам за их труд. Это первая статья, в которой авторы рассказывают нам о истории вопроса, процессе создания, технологии. Будем ждать следующих статей, ибо объектов с достойными выполненными работами гораздо больше. Отдельное спасибо Михаилу Макарову за работу над этой статьей, поиске материалов, уточнение дат и хронологии событий

Имя *:
Email *:
Код *: