Главная » Статьи » Статьи сайта

Биографический очерк
Гришина Татьяна Владимировна родилась 2 апреля 1948 г. в городе Горьком.
Ее отец, Владимир Григорьевич Григорьев, работал мастером на Горьковском авиационном заводе.
Мать, Мария Алексеевна, 17-летней девчонкой приехала с Украины в г. Горький в гости к родственникам. Было это за несколько дней до начала Великой Отечественной войны. Возвращаться домой девушка не стала. После войны вышла замуж и навсегда осталась в Горьком.

Некоторое время трудилась учителем начальных классов. Потом была диспетчером на хлебозаводе. Любила рукодельничать. Особенно нравилась ей вышивка.Мастером на все руки слыл и дед по материнской линии, Алексей Коломеец. Он занимался резьбой по дереву и своими руками делал мебель.

Ему было мало просто соорудить табуретку или шкаф. Он всегда старался украшать свои изделия резными и точеными деталями. Бабушка,

Евгения была очень набожная женщина. Приезжая в гости на Украину, Таня вместе с ней посещала храм, учила молитвы.
Таня была средней из трех дочерей в семье Григорьевых. С раннего детства она любила рисовать. Еще в садике, изображая диковинные цветы, заявляла, что будет художником.

Будучи школьницей, занималась в изостудии Дворца культуры Автозаводского района. Руководитель, Михаил Михайлович Корбатов, учил ребят не только азам творчества, но и вел с ними беседы об искусстве. Для Тани посещение студии было также необходимо, как воздух. Окончив восемь классов, собиралась поступать в Горьковское художественное училище. Но, оказавшись впервые в его стенах, увидев работы учащихся, засомневалась в своих способностях и подавать документы в приемную комиссию не стала.

Михаил Михайлович посоветовал своей ученице поступать на отделение керамики в Абрамцевское художественно-промышленное училище. Это учебное заведение — знаменитая школа русского декоративно-прикладного искусства, ориентированная на народное искусство. Когда-то известные русские художники Врубель, Васнецов, Мамонтов, Поленов организовали его для талантливых крестьянских детей. Узнав, что там придется работать с глиной,Таня в душе даже обиделась на педагога: «Я хочу картины рисовать, а он мне какие-то горшки предлагает делать». Но, тем не менее, свои работы в Абрамцево отправила. Вскоре из училища пришел вызов.

В 1964 г., выдержав приличный конкурс (шесть человек на местоШ Татьяна стала студенткой отделения художественной керамики.
На втором курсе, работая в составе приемной комиссии, познакомилась с абитуриентом из г. Караганды Валерием Гришиным. Когда комиссия обсуждала его работы, Таня высказалась за допуск парня к экзаменам. «Получилось, что я приняла его в училище».
Через некоторое время молодые люди поженились. Их семейный союз стал еще и творческим тандемом. С тех пор у них «одна биография на двоих».

Гришин Валерий Михайлович родился 8 января 1942 г. в городе Караганде Казахской ССР.
В Казахстан семью его дедушки по материнской линии, Герасима Шепилова сослали после раскулачивания из г. Благовещенска.
Мать, Вера Герасимовна, работала на мясокомбинате. Родного отца Валерий практически не знал. Воспитывал его отчим, Василий Филиппович Кузьменко.
С ранних лет Валере пришлось заниматься домашним хозяйством. У него было пятеро младших братьев и сестер, заботы о которых ложились на его плечи. Приходилось и нянчиться с детьми, водить их на прогулки, убирать дом, готовить еду.

Несмотря на такую занятость, выкраивал время для занятий рисованием: ходил в кружок Дворца пионеров. На одном из конкурсов его работа заняла первое место. Валере вручили грамоту и подарили этюдник. Поверив в себя, продолжил заниматься уже во взрослой изостудии Дворца культуры горняков. Окончив ее, некоторое время работал художником-оформителем. Параллельно преподавал рисование в школе. Потом перешел работать на автобазу. Работящего парня, старательно выполнявшего все оформительские работы, заметили и предложили ему вступить в ряды КПСС.

Имея желание повысить свой профессиональный уровень, Валерий в 24-летнем возрасте надумал поступать в художественное училище и «поехал покорять» Москву.
В столице его встретили неласково. В приемной комиссии училища им. 1905 г. великовозрастному абитуриенту дали понять, что поступать смысла нет: конкурс большой, а уровень его подготовки не очень высок. На экзаменах его «срезали».

Кто-то из ребят позвал Валерия попытать счастья в Абрамцевском художественно-промышленном училище. Недолго думая, отправился туда.

Первое, что поразило по приезде в г. Хотьково - удивительной красоты природа, значительно отличавшаяся от бескрайних казахских степей.

Удивило и само училище, расположенное на бывшей Монастырской площади. «От стен словно веяло стариной». Экзамены уже подходили к концу, но директор учебного заведения,учтя членство Валерия в Коммунистической партии и его блестящую  характеристику с места работы, дал ему шанс. Так Гришин стал студентом отделения керамики. Уже на первом курсе его избрали секретарем комитета ВЛКСМ училища.

Студенческая жизнь была насыщенной. Ребята успевали учиться, заниматься творчеством, ездить в Москву в музеи и театры. Становлению будущих мастеров способствовала специфическая среда Абрамцева с его музеем-заповедником самобытной русской культуры и близость Троице-Сергиевской лавры — сокровищницы древнерусского искусства, сохранявшей национальные духовные традиции. Хоть в те времена это и не приветствовалось, Валерий и Татьяна общались с семинаристами, посещали церковные службы, тем самым как бы исподволь приобщаясь к православию. «Уже тогда пришло осознание того, что православие — основа всего нашего российского жития».

В 1968 г. у Гришиных родился сын Олег. В этом же году Татьяна защитила дипломную работу. Еще год она ждала, пока муж станет дипломированным специалистом, чтобы вместе с ним поехать по распределению. Но получилось так, что в г. Арзамасе, куда они получили направление, их никто не ждал.

В г. Горьком устроились работать в мастерские народных промыслов, располагавшиеся в деревянном здании на площади Ленина. Валерия Михайловича назначили инженером по керамике. Вместе с женой они в течение нескольких месяцев занимались тем, что выжигали и раскрашивали деревянные панно. Простора для творчества, связанного с их основной специальностью - керамисты - не было абсолютно никакого. Поэтому, несмотря на то, что Гришиным пообещали предоставить квартиру, они решили сменить место жительства и переехали в г. Караганду.

Работали в художественном фонде. Первый заказ был на создание художественной керамики (блюда, вазы) для оформления интерьеров на Байконуре. Работа выполнялась на Конаковском фаянсовом заводе, где имелись все технологические условия, они разрабатывали свои художественные приемы изготовления керамики.

Над созданием керамических панно крупных форм Гришины трудились вместе с известными художниками-монументалистами Виктором Ивановичем Крыловым и Николаем Павловичем Александровым. «Они делали эскизы работ, учитывая созданную нами технологию. Иногда «маэстро» позволяли нам делать свои творческие вкрапления». Художники с академическим образованием (Александров окончил училище им. Штиглица, Крылов - Рижскую академию художеств) многому учили молодых коллег. «У них мы осваивали ступени профессионального роста, а они в это же время постигали наше мастерство».

Рельефы в технике керамики Гришиных украсили Дом культуры в п. Оскаровка, алюминиевый завод в г. Павлодаре, управление угольного разреза в г. Экибастузе. Базой для изготовления монументальной керамики был кирпичный завод г. Актас. Руководство предприятия в обмен на то, что предоставляло  оборудование, предложило художникам наладить керамическое производство. Валерий Михайлович и Татьяна Владимировна разрабатывали эскизы и создавали пробные образцы различных товаров народного потребления. В крепких пластичных формах блюд, кружек, ваз чувствовалось влияние народного гончарства, а приемы декорирования напоминали о керамике Гжели, Скопина или Конакова.

С 1971 г. их произведения начали экспонироваться на областных, республиканских, всесоюзных и межрегиональных художественных выставках.
В Караганде Гришины получили трехкомнатную квартиру, но Татьяне Владимировне и Олегу тяжело было приспособиться к резко континентальному климату. Зимой, когда температура опускалась до минус 50-ти переставало хватать кислорода, они часто и подолгу болели.
В 1972 г. Валерий Михайлович случайно познакомился с директором Горьковского завода «Керамик», который пригласил художника к себе на работу.

Обрадовавшись такому стечению обстоятельств, Гришины не стали тянуть с переездом. И только в Горьком выяснилось, что они поспешили.

Оказалось, что жить молодой семье негде, прописки у них не было. Зарплата была невысокой: у Валерия Михайловича — 110 рублей, yl Татьяны Владимировны — 90. Снимали частный дом, сами топили печку, покупали дрова.
Зато производственная база на заводе «Керамик» оказалось очень хорошей. В цехе товаров народного потребления супруги Гришины создавали образцы посуды и сувениров. Работали увлеченно. Вместо трех новых образцов представляли на суд руководства до пятнадцати. «В каком бы районе Горького мы не оказывались, почти всегда видели окна, на которых стояли наши изделия - вазы, цветочные горшки. Это
вызывало радость и грело душу - значит, не зря работаем». Имея богатый опыт в разных жанрах и техниках керамики, Татьяна Владимировна и Валерий Михайлович и в Горьком с удовольствием брались за оформление интерьеров, Их руками было выполнено панно «Отдых—2» (1974 г.) в кафе на катамаране, созданы интерьеры театра кукол (1977 г.).

Смирившиеся с бытовой неустроенностью и низкой оплатой труда, художники никак не могли принять политику руководителя завода, всячески ограничивавшего их творчество. Все образцы, изготовленные для выставок, директор забирал себе. Увлечения Гришиных монументальными работами он не понимал и порой даже запрещал заниматься их изготовлением. Поэтому в 1977 г. они перешли работать в художественный фонд. В этом же году вступили в Союз художников России. «Поначалу нас не приняли. Чиновники возмутились: «Что еще за Ильф и Петров?».

И что же, работы, которые были общими, которые мы создавали вдвоем, делить пополам?».

Некоторое время Валерий Михайлович работал главным художником Горьковского художественного фонда, неоднократно избирался членом правления ГОСХа, был ответственным секретарем союза. С 2000 г. возглавляет секцию декоративно-прикладного искусства.

Получив свою первую мастерскую, Гришины начали с нуля. Нашли специалиста и вместе с ним соорудили электропечь для обжига керамики, приспособили бетономешалку для размешивания глины, разработали свой состав для изготовления керамических изделий. Они радовались обретенной творческой свободе, но не всегда находили поддержку даже у коллег-художников, некоторые из которых считали прикладное искусство второстепенным. Приходилось доказывать его нужность, отстаивать право керамики на принадлежность к творчеству.

Татьяна Владимировна и Валерий Михайлович работают в различных жанрах керамики, создают посуду, декоративные рельефы и панно, объемные скульптуры, оформляют интерьеры. На их счету — более 50 объектов в Нижегородской области, среди которых несколько детских садов, поликлиник, станция метро «Заречная», аптека «Айболит», детский комбинат «Оленёнок», вестибюль детской областной больницы.
Многое роднит творчество Гришиных с народным искусством: чувство красоты природного материала, своеобразие скульптурной пластики форм, яркость и многоцветность декоративной живописи и светлая вера в торжество добра.

В начале 90-х гг. супруги начали делать керамические иконы. Первая из них — образ Богородицы — была создана в помощь сыну Олегу при защите дипломной работы. Когда в Северном поселке Автозаводcкого района г. Нижнего Новгорода начали возводить церковь святой великомученицы Татианы, супругам Гришиным предложили создать ее образ.

Возродив традиции рельефной иконы XVI—XVII вв., керамисты воплотили в своем творчестве образы , Казанской Богоматери, Иоанна Богослова, Дионисия и Ефимия Суздальских, Иосаафа Печерского. Есть среди их работ так называемые «праздничные» иконы — «Благовещение», «Преображение», «Воскресение христово».

Около 40 икон, сделанных руками Татьяны Владимировны и Валерия Михайловича, украшают нижегородские храмы - в Печерском и Благовещенском монастырях, Архангельский собор в Кремле, церковь Всех святых в Марьиной роще, церковь святой великомученицы Татианы, храм-часовню в Приокском районе, храм Вознесения в п. Ковернино. Все они выполнены по благо-словлению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая. Их отличают строгое следование церковным канонам и высокие художественные достоинства — мастерство композиции, чистота и изящество рисунка, цветовая гармония, бережное отношение к религиозным традициям, выраженное в сохранении всех необходимых атрибутов сюжета и символики цвета.
Гришины   виртуозно владеют техниками лепки, литья, создания рельефной и объемной формы из глины, используют различные приемы росписи. При помощи ангобов, люстров, многоцветных полив, позолоты художники добиваются разнообразных декоративных эффектов и богатой структурной разработки керамической иконы. Применяющаяся система обжига и закалки керамических изделий придает им необыкновенную прочность. Специалисты из Академии художеств — профессионалы, которые участвовали в возрождении храма Христа Спасителя, впервые увидев иконы Гришиных, сказали: «Вы превзошли возможности керамики». Похвала специалистов такого высокого уровня была для художников самой большой наградой.
Творческий дуэт Татьяны Владимировны и Валерия Михайловича известен не только в России, но и за ее пределами. Гришины — участники крупных отечественных и зарубежных выставок, их произведения хранятся в музеях и частных коллекциях. Супруги провели 12 персональных выставок. Они — лауреаты премии Нижнего Новгорода, обладатели медали «За вклад в наследие народов России». В 2003г. им присвоили звание заслуженных художников России. В 2005 г. супруги были награждены дипломом Российской академии художеств.
Единственный сын Гришиных Олег (1968 г.р.) пошел по стопам родителей. Живший в атмосфере творчества, он очень рано начал рисовать и лепить. Окончил отделение художественной керамики Абрамцевского художественно-промышленного училища. Работает в жанре скульптуры. В его творчестве много образов, навеянных историческим прошлым России. Серия скульптур посвящена деятелям православной церкви: «Сергий Радонежский», «Иоанн Златоуст», «Серафим Саровский» и др.
В 1993 г. его приняли в Союз художников России.

Олег Валерьевич вместе с женой Еленой Николаевной Стуловой и тремя детьми живут в п. Ропща - пригороде Санкт-Петербурга. В 1992r. супруги основали ферму «Ковчег», занимаются коневодством. Их питомцы - постоянные участники соревнований в гг. Санкт-Петербурге и Москве, неоднократно занимали призовые места на скачках. При ферме действует детская конноспортивная школа, создан конный театр.
Занятий творчеством конезаводчик Гришин, несмотря на большую загруженность на ферме, не бросает.
Категория: Статьи сайта | Добавил: kerma (08.04.2013)
Просмотров: 780 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: