Главная » Статьи » Публикации в интернете

Русский космос: от интерьеров Байконура до керамических икон
Русский космос: от интерьеров Байконура до керамических икон

В начале 70-х годов молодые художники-керамисты приехали в Нижний Новгород – родной город Татьяны Гришиной. Первая их персональная выставка состоялась в 1978 году в помещении Строгановской церкви. До сегодняшних икон было еще далеко… далеко ли? И можно ли назвать эти иконы сегодняшними?

Керамические иконы… Уникально или традиционно? И то, и другое. Русский изразец возник как одно из средств выражения и традиции понимания в Древней Руси красоты как божественной благости. Считалось, что земная красота, выраженная в украшении храма, есть отражение небесной красоты, истины и святости.

В Успенском соборе в Дмитрове и Борисоглебском в Старице керамические иконы «Распятие»
в виде киота и круглый рельеф «Чудо Георгия о змие» из полихромных поливных изразцов появились в XVI веке, а псковская школа изразцов сформировалась еще двумя веками ранее.

Предшественниками изразцов были терракотовые плиты. Они требовали знакомства с технологией изготовления кирпича. С расцветом изразцового искусства в XVII веке в городах, где имелось кирпичное производство и велось обширное строительство, стали возникать местные изразцовые центры. В их число входила нижегородская Балахна. Небольшие очаги местного изразцового промысла были во многих крупных монастырях.

Работа с керамикой сложна, она требует взаимодействия всех четырех стихий – глины, воды, огня и воздуха. И, конечно же, человека, художника. Творца. Все это напоминает действительный акт творения. Рассказывая о том, как по-разному ведут себя поливные краски во время нескольких стадий обжига, как порой непредсказуем бывает послушный и мягкий, казалось бы, материал, мастера называют глину «живой». И даже «капризной».

Краски, используемые керамистами, проявляют себя только во время обжига. Они могут дружить и не дружить, могут нейтрализовать друг друга. Управлять этим сложнейшим процессом, направлять его, создавать образ – и канонический, и живой, что позволяет, что помогает? Опыт. Мастерство. Но не только.

«Я не знаю, как у других керамистов, но мы всегда в ожидании какого-то чуда», – говорит Татьяна Гришина.

Они всегда работают вдвоем. «У нас нет разделения труда, – рассказывает Валерий, – обсуждаем, делаем рисунок – прорись, и каждый следующий этап работы – вместе. У нас, как говорится, совет да любовь».

Когда еще учились в Абрамцево, нередко по воскресным дням ходили в Троице-Сергиеву Лавру.

Неслучайным, важным оказалось это «первое приближение». Творческий и духовный путь привел их в храм.

Были и трудности на пути, и тяжкие времена. Быk момент, когда остались без мастерской. На помощь пришел Валентин Анатольевич Ширяев, директор завода «Керма». Сейчас мастерская художников находится прямо на кирпичном заводе, это оптимальное и мудрое решение. Особенно если учитывать сложность и уникальность технологии: она требует производственных мощностей и крайне индивидуальной многократной обработки материалов. Разве в своей старой мастерской могли бы Гришины сделать 11-метровую икону для храма Покрова Богородицы в Вязниках?

На сегодняшний день заслуженными художниками России Гришиными создано более пятидесяти керамических икон. Это и надвратные иконы Архангельского собора Нижегородского кремля – «Архангел Михаил», «Святой благоверный князь
Георгий Всеволодович», «Святой Иоанн Богослов» (2000), иконы Храма Всех Святых в Марьиной роще – «Воскресение Христово» (2001), «Господь Вседержитель», «Преображение Господне» (2002), икона Божией Матери «Умиление» (2003), «Николай Чудотворец» (2004), несколько икон  для Печерского Вознесенского мужского монасты-
ря, и многие другие работы. Трудности преодолеваются, и высшее благово-
ленье на избранном пути они чувствовали не раз. Валерий Михайлович рассказывает один из таких случаев, где чудесным образом окликают друг друга, перекликаются имена и времена:
– Нам для Печерского монастыря нужно было выполнить икону «Дионисий Суздальский».
Мы пришли к настоятелю – отцу Тихону: батюшка, нам бы надо благословение. «Ну, что же, я вас благословляю, вот надо молебен… Идите в храм, подойдите к священнику, которому я уже дал задание, он и молебен отслужит, чтобы вы спокойно работали. Мы подошли к священнику, а он:
«Вы знаете, сегодня я не могу, много прихожан, завтра… Нет, приходите во вторник». Мы приходим во вторник, только вошли в храм, а священник исповедовал прихожанку и словно почувствовал, что мы пришли, сразу поманил рукой: ой, как хорошо, что вы пришли: из Троице-Сергиевой лавры приехал монах Дионисий! Он сегодня службу ведет, он же написал акафист Дионисию Суздальскому, и он написал его образ, так вот он вам даст и благословение, и акафист, и молебен. Когда мы объяснили монаху, зачем пришли, он так возрадовался! Тому, что мы, во-первых, учились в Абрамцевском училище, а это рядом с Троице-Сергиевой лаврой. И естественно, все это прошло на одном дыхании: молебен и благословление. Он говорит: ну, ребята, я буду за вас молиться в Троице-Сергиевой лавре». Радость!

Радость – именно то чувство, которое излучает рукотворное и боговдохновенное искусство художников Валерия и Татьяны Гришиных.

Не только иконы, но и другие произведения мастеров пронизаны, пропитаны силой, теплом
и радостью. Лепные украшения, вазы, панно, монументальный керамический макет Дмитровской башни Нижегородского кремля – неповторимые и в то же время такие узнаваемо-родные образы, краски, силуэты!

Мастера входят в экспертный совет молодежного смотра – нижегородского проекта «ЖЭСТ: Живая ЭстЭтика», передают свой опыт и знания молодым. Рукотворное искусство глубоко связано с пониманием и созиданием красоты на основах нравственности.

Национальные традиции очень важно передать молодым, а взрослым напомнить, что именно творцы создают и оставляют для потомков образ времени, в котором они живут.

Текст и фото: Марина Кулакова
Категория: Публикации в интернете | Добавил: kerma (03.04.2013)
Просмотров: 639 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: