Главная » Статьи » Публикации в интернете

"Небесное и земное в керамике Татьяны, Валерия и Олега Гришиных"
gr_v0.jpggr_.jpg
«27 января в Нижегородском государственном выставочном комплексе состоялось открытие выставки «Небесное и земное в керамике Татьяны, Валерия и Олега Гришиных». Выставка представляет нижегородскому зрителю работы известных нижегородских керамистов, принадлежащих к ведущей когорте керамистов России, заслуженных художников России Татьяны Владимировны и Валерия Михайловича Гришиных, лауреатов премии г. Нижнего Новгорода, обладателей медали «За вклад в Наследие России».
Творчество Гришиных обозначило новое направление в развитии керамики – создание фасадных и интерьерных храмовых икон. Эти работы, как и разнообразные по форме декоративные изделия – панно, тарели, причудливые скульптуры, изразцы с фантазийной сюжетикой, демонстрируют зрителю возможности красочной палитры Валерия и Татьяны Гришиных. Олег Гришин представляет объемную пластику на православную тему, имеющую свою стилистику и свой художественный строй (из буклета выставки).

Всего несколько слов – «новое направление в развитии керамики», но сколько за ними труда, поиска и находок – об этом говорили на открытии персональной выставки друзья, коллеги и официальные лица, пришедшие поздравить юбиляра и всю творческую семью Гришиных.

В этих поздравлениях не было дежурных фраз, все звучало «от души», так же как созданы «от души» все работы, представленные на выставке – необыкновенно светлые и добрые. Ощущение тепла, исходящее от работ удивляет и притягивает. И не сразу, а как-то вдруг понимаешь, что эти образы не просто написаны кистью на холсте, а воплощены в глине! Огонь печи, такой непредсказуемый союзник, смогли приручить Мастера Татьяна и Валерий Гришины, создавая свои уникальные работы.

Церемонию открытия вела куратор выставки, искусствовед Ирина Владимировна Маршева:
gr_v.jpg
Наша выставка ретроспективна. На ней представлены работы, начиная с 70-х годов, когда только Татьяна и Валерий Гришины приехали в НН и, благодаря их работе в области декоративной керамики, начался процесс ее утверждения среди станковых искусств. Раньше к керамике относились более легковесно. Это изменили своим творчеством Татьяна и Валерий…

В официальной части церемонии были вручены поздравления с открытием персональной выставки и благодарственные письма от

- Департамента культуры НН – С.А.Горин.
gr_1.jpg
В своем выступлении он отметил, что «У Гришиных есть постоянно действующая выставка – в наших нижегородских храмах». - Министерства культуры НО – Начальник отдела Н.И. Лещева,
gr_2.jpg
вручая благодарственное письмо министерства «за большой личный вклад в развитие изобразительного искусства НО и активную позицию», отметила: «само название выставки «Небесное и земное» говорит о глубоком смысле не только бытия, но и творчества, что и воплотилось в Ваших работах», пожелала творческого долголетия и продолжения творческого пути семьи «не только у сына, но и далее» (На выставке представлены работы Олега Гришина, на открытии он был вместе с маленькими дочками, которые уже интересуются, по его словам, работой с глиной). - Законодательного собрания НО – Председатель НОСХР, засл. художник России В.Н. Величко
gr_3.jpg
отметил, что работы Гришиных всегда являются достопримечательностью любой выставки – «икона взята в тех канонах, в которых ей следует быть, и тем не менее отличается, потому что в керамике мало кто занимается иконой» и вручил благодарственное письмо «за плодотворную творческую деятельность, возрождение традиций рельефной иконы 16-17веков, активную выставочную деятельность и значительный личный вклад в развитие культуры»;
- Поздравительную телеграмму от Союза художников;
- Поздравительный адрес от Правления НОСХР. И.В. Маршева: «Среди базовых иконографических канонов есть «Спас на чрепии», то есть Спас на керамической поверхности. Татьяна и Валерий продолжают одну из древнейших иконографических традиций украшения фасадов и интерьеров храмов такими изображениями. На мой взгляд, одна из жемчужин работы авторов в этой области это, конечно, оформление Пещерного монастыря в г. Сарове. Никакой другой материал там не живет, а керамика создает действительно долговечную возможность покланяться святым образам.
Как справедливо сказал С.А. Горин, постоянных выставок у Гришиных в НН много. И узнаются их работы в метро, в других общественных интерьерах. Я предоставляю слово А.Д. Ермаковой, директору театра оперы и балета им. Пушкина.
gr_4.jpg
«Судьба нам делает подарки и одним из самых дорогих для меня подарком является честь быть знакомой с вами и вашим творчеством…Вы создаете такие уникальные произведения искусства, которые не только радуют глаз, они вселяют в душу уверенность и надежду, что светлое, высокое, небесное в конце концов будет торжествовать в нашем обществе - и в городе и в наших душах».

Директор музея ННГУ им. Лобачевского Тамара Ивановна Ковалева:
gr_5.jpg
«Мне чрезвычайно приятно сегодня поблагодарить Валерия Михайловича и Татьяну Владимировну. Дело в том, что немногим более 10 лет назад именно с выставки Гришиных их покровительница, наша замечательная Татьяна Ильинична Емельянова начала большой марафон художественных выставок в Нижегородском университете. Это была первая, но не единственная выставка Гришиных, у нас их было несколько – в разных залах, на разных площадках. И мы высоко ценим эти дружеские теплые отношения с семьей Гришиных. Думаю, что выставки у нас еще будут. Мы сделали Каталог работ Гришиных, небольшой буклет к этой выставке. Университет многое делает для поддержания активной художественной жизни в НН.
Когда московский университет открывал и освящал свой храм св. Татьяны, то та самая икона, которая была у нас на выставке, оказалась в московском университете. Так что и московский университет получил частичку тепла, света и добра замечательной творческой одаренной семьи Гришиных».

И.В.Маршева предоставила слово «одному из самых авторитетных ценителей искусств в нашем городе, заслуженному работнику культуры, Сергею Петровичу Чуянову».
gr_6.jpg
Вы уже оценили богатство, которое представлено – богатство необыкновенное. Такого вообще нигде нет! Потому что рельефная керамическая икона является достоянием этой семьи. Владимир Николаевич Величко уже упоминал, что не случайно на всех вернисажах самого высокого толка гришинские работы представляют собой драгоценность, которая организует соответствующий отдел.
gr_v0_.jpgМне довелось в 2001 г., когда они получили звание Лауреат премии НН и в Строгановской галерее были выставлены их иконы, наблюдать реакцию академиков, которые приехали сюда на выставку «Красные ворота». Они пришли, увидели выставку и оторваться не могли, захотели тут же познакомиться, пригласили их участвовать в этой академической выставке. Таким образом, внимание к этому новому направлению было самым активным, продуктивным и, самое главное, дало творческую подпитку и самим авторам и нам, нижегородцам.
Всегда нужна какая-то реакция «со стороны». 3 года тому назад мы ездили на выставку Гришиных в Архангельское, в Москву. Туда приехали представители творческого цеха - керамисты из Москвы и приехали из Нового Иерусалима( директор и научные сотрудники). Вы знаете, реакция были невероятная. И, больше всего не от собратьев по искусству, а именно от них. Дело в том, что они этим керамическим убранством озабочены невероятно. Новый Иерусалим – это знаменитейший храм (Свято-Воскресенский монастырь под Звенигородом, Моск. область), в котором сохранилось самое большое количество изразцов 17 века. Этот весь монастырь и храм благодаря сохранившимся изразцам является сейчас центром паломничества и духовного, и паломничества людей, которые хотят приобщиться к великой культуре прошлого. Мы туда сразу поехали, они нас пригласили, пригласили Гришиных на выставку и только недавно отдали иконы и другие экспонаты, так как выставка там (проходила) 2 года!
gr__.JPG Всегда бывают сравнения, иногда небезопасные, когда идут сравнения с работами средневековых мастеров. Это не просто выявило творческую состоятельность Гришиных на самом высоком уровне. Самое главное, это определило тот путь, по которому они пошли – керамическая икона, которая не боится времени, погоды, перепада температур.
Вспоминаю реставрацию Успенской церкви 70-х годов, когда сделали кафли и они посыпались. Это же не просто – взять и повторить то, что было сотворено нашими предками. Для того, чтобы это все сделать, для того, чтобы жило это древнее и вновь засияло, засверкало и подарило нам радость бытия, нужно не одно 10-летие сотворять……
Со стороны мы понимаем, ЧТО для нашего города творчество Гришиных. Еще раз хочу подчеркнуть - мы живем в необыкновенном богатстве, все как-то стенаем, поддаемся речам, что нам плохо. Но радость жизни заключается в том, что мы имеем! Имеем возможность остановить наш взгляд на прекрасных творениях. Сказано было сегодня, что по городу они разбросаны. И Благовещенский монастырь, Архангельский собор, Саров, метро «Заречная», кукольный театр. И этого у нас много.
И я хочу призвать вас всех испытать это счастье - общение с великим искусством, которое представляют Гришины.

Юрий Немцов, журналист, автор фильма о Гришиных «Пробуждение», который будет демонстрироваться в одном из залов в течение выставки:
gr_11.jpg
«Это удивительная семья – муж и жена вместе пишут иконы.Люди, которые практически были выброшены на улицу, нашли приют на заводе…
Вы представляете, как делались изразцы, которые они возродили? Их маленькая печка не могла вместить 800 изразцов, такое количество могла принять только гигантская заводская печь кирпичного завода. Афонинского. Но даже в эту печь 800 изразцов не положишь. И вот гигантская вагонетка загоняется в эту печь, а 2 верхних слоя заложено изразцами.
Как обожжет печь изразцы? Обожжет ли, соединится ли вот это – просто кирпичи и обливная глазурь? Мы показали в фильме как это было, сымитировали. Как выходила эта гигантска вагонетка и он залез наверх и увидел, что живые лежат его изразцы, соединились с глиной, с этими кирпичами и вышли – фантастическая вещь! И это только один из эпизодов этого фильма».

Олег Гришин, керамист, участник выставки, сын.
gr_12.jpg
«Мне 44 года. Многих людей, что здесь собрались, я знаю с детства. Это показатель того, что большая семья людей искусства и вообще людей, которые делают что-то настоящее – она вся здесь. Я вижу живые лица, это очень редко бывает на всяких вернисажах и даже юбилеях, поверьте мне.
А на счет генетики - тут растет молодое поколение. Дедушка и бабушка «наследили» и здесь, поэтому они к искусству очень причастны».

Валерий Михайлович Гришин – с ответным словом юбиляра.
gr_14.jpg
«Дорогие друзья, низкий вам поклон, что вы вместе с нами устроили этот праздник, вместе порадовались. Вопрос керамики – вопрос серьезный и сложный. Керамика – благодатный материал, в ней объединяется все – и живопись, и графика, и скульптура. Все зависит от автора, от художника, который что-то хочет выразить в этом материале.
Мы, прежде всего, обязаны
митрополиту Николаю, который нас благословил на это благое дело;
Николаю Филипповичу Филатову, который нас пестовал и вдохновлял;
Татьяне Ильиничне Емельяновой;
архитекторам, которые вместе с нами создавали;
очень мы благодарны Тамаре Ивановне Ковалевой. Она действительно прикладывает невероятные усилия для нашего Союза художников. Многие художники выставлялись в университете – союз науки и искусства процветает.
Ларисе Ивановне Помыткиной;
Союзу художников;
Ирине Владимировне Маршевой, сделавшей великолепную выставку.
Искренне всем вам благодарен».

Замечательным заключительным аккордом церемонии прозвучало выступление художника Кима Ивановича Шихова.

gr_13.jpg
«Искусство и творчество Татьяны и Валерия я знаю давно, несколько десятилетий.
Я сразу вспомнил любимые слова Валерия Гришина, которые он часто произносит и которые выражают его духовный мир: «А хорошо-то как!» У меня это впечатление от выставки. И не только у меня, у всех, наверное, зрителей.

Должен сказать, что я знаю их как блестящих керамистов, но когда они обратились к керамической иконе, у меня в душе возникло сомнение, даже скепсис – что-то у меня не укладывалось – керамика и икона. Но после беседы с владыкой Николаем Васильевичем. Он меня убедил – «это древнейшие иконы – 15,16,17 век».

А когда я увидел в Пещерном монастыре Сарова их работы, у меня в душе было чувство гордости, сопричастности. Это настолько органично, настолько точно ухвачена суть этого духовного искусства. А ведь духовное искусство – это нечто другое, чем украшательство. На таком уровне способны развиваться только истинные художники.

Часто слышишь «художники от слова худо». И невдомек тем, кто говорит эту фразу, что историки доказали – на древнерусском языке «худо», «худое» означало колдовство, волшебство, чудо.
Вот эта выставка доказывает высочайший смысл этого слова – ХУДОЖНИК».

Творческая семья керамистов Гришиных.

gr_all.jpg

Источник
Категория: Публикации в интернете | Добавил: kerma (04.04.2013)
Просмотров: 961 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: