Главная » Статьи |
Всего материалов в каталоге: 17 Показано материалов: 11-17 |
Страницы: « 1 2 |
В начале 70-х годов молодые художники-керамисты приехали в Нижний Новгород – родной
город Татьяны Гришиной. Первая их персональная выставка состоялась в 1978 году в помещении Строгановской церкви. До сегодняшних икон было еще далеко… далеко ли? И можно ли назвать эти иконы сегодняшними? |
Слово «изразец» произошло от
древнерусского слова «образить» — украсить. Русский изразец, будучи
элементом убранства храма, возник как одно из средств выражения
божественной красоты, так как земное благолепие, выраженное в украшении
храма, есть отражение небесной красоты и истины. Древнерусский изразец привлекает нарядностью, декоративностью, яркими цветами, звучность которых подчеркнута блестящей фактурой поливной керамики. Суровые климатические условия России, где в течение нескольких месяцев господствуют только два цвета: белый и черный — побуждали зодчих вносить яркие краски в оформление фасадов храмов. |
Татьяна и Валерий ГРИШИНЫ: «Мы вернулись к старым русским традициям»
Семья нижегородцев вот уже 20 лет хранит мастерство изготовления керамических икон
В одном из цехов Нижегородского кирпичного завода КЕРМА происходит настоящее чудо. Из печи выходят не обычные для завода безликие кирпичи, а настоящие произведения искусства — уникальные керамические иконы. Их авторы — супруги Татьяна и Валерий Гришины, которые более сорока лет отдали общему делу — изготовлению изделий из керамики. В том, как все начиналось и откуда у семейной пары появилось желание заниматься иконами, Татьяна и Валерий рассказали корреспонденту «HP». КЕРАМИКА — ВСЕГДА СЮРПРИЗ — Как получилось, что, помимо семейных отношений, вас связывают еще и творческие? |
Работы наших земляков оказались не только сопоставимы по
художественному уровню с великолепными образцами искусства средневековых
мастеров, но и обозначили в современных условиях новое направление в
развитии керамики – в создании фасадных и интерьерных храмовых икон.
Органично существуя в архитектурных ансамблях, насыщенные по цвету изразцовые иконы Гришиных являются тем декоративным центром, который придает строгим объемам сооружений теплоту и человечность, а образное содержание иконных изображений концентрирует их духовное назначение, будь то в небольшом «Храме всех святых» (Нижний Новгород) или в монументальном портале собора в городе Болхов. |
9 января в Нижегородском государственном медицинском колледже
состоялось открытие выставки керамики нижегородских художников Татьяны,
Валерия и Олега Гришиных - "Свет православия".
Вот уже три десятилетия радует нижегородцев искусство Татьяны и Валерия Гришиных, составляющих гармоничный творческий дуэт. Творчество Татьяны и Валерия Гришиных универсально. |
Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»
представляет выставку в рамках проекта «Возрождение церковных
художеств»
«Рожденная верой…закаленная огнём»
Керамическая икона Татьяны и Валерия Гришиных
Трапезные палаты.
Открытие 9 апреля 2010 г.
Выставочный зал.
Выставка «Керамическая икона» знакомит с творчеством известных
нижегородских мастеров художественной керамики, заслуженных художников
России, Лауреатов Премии Нижнего Новгорода, удостоенных медали «За вклад
в наследие народов России» Татьяны и Валерия Гришиных.
|
Мастерская Валерия и Татьяны Гришиных КЕРАМИКА. Татьяна Владимировна и Валерий Михайлович Гришины Их семейный, а потом и творческий союз сложился в годы учебы в
Абрамцевском художественно-промышленном училище. После окончания училища
Гришины по распределению поехали в Горький. Оказалось, что завод, на
который их направили, еще не построен. Настояв на свободном
распределении, они уехали в Караганду, где на кирпичном заводе,
единственном в Казахстане выпускающем глазурованный кирпич, организовали
гончарный цех, разрабатывали образцы и создавали свои работы. «Свои
университеты» они прошли именно здесь, работая с ведущими мастерами,
воплощая их замыслы в монументальных керамических панно. Язык керамики Гришиных доступен и понятен не только взрослым, но и
детям. Думаю, похвастаться этим может не каждый мастер. Монументальные
панно, выполненные для различных детских учреждений (детских садов,
поликлиник, театра кукол) украшают их интерьеры и сейчас. У Гришиных есть постоянно действующая выставка в наших нижегородских храмах. Речь идет об иконах, которые уже много лет создают мастера. Первая икона была для храма Святой мученицы Татьяны в 1998г. Иконы – надвратные и храмовые, выполненные Гришиными, теперь во многих монастырях и храмах России. Творчество Гришиных обозначило новое направление в развитии керамики – создание фасадных и интерьерных храмовых икон. На занятие иконным искусством их благословил митрополит Николай, когда мастера выполняли иконы для Архангельского собора Нижегородского кремля. Авторские повторы икон, выполненные для храмов России, представленные на выставках, непременно становятся достопримечательностью, так как выполненные в строгом соответствии с каноном они отличаются особым гришинским почерком. Выставка Гришиных «Рожденная верой…закаленная огнем» в музее «Новый Иерусалим» длилась целых два года (2010-2011). По признанию специалистов «работы наших земляков оказались не только сопоставимы по художественному уровню с великолепными образцами искусства средневековых мастеров, но и обозначили в современных условиях новое направление в развитии керамики – в создании фасадных и интерьерных храмовых икон» - искусствовед Л.И. Помыткина. И.В. Маршева, искусствовед, куратор персональной выставки Гришиных в Нижегородском выставочном комплексе «Небесное и земное»:
«Среди базовых иконографических канонов есть «Спас на чрепии», то есть
Спас на керамической поверхности. Татьяна и Валерий продолжают одну из
древнейших иконографических традиций украшения фасадов и интерьеров
храмов такими изображениями. На мой взгляд, одна из жемчужин работы
авторов в этой области - оформление Пещерного монастыря в г.Сарове.
Никакой другой материал там не живет, а керамика создает действительно
долговечную возможность поклоняться святым образам». Мастерами было
выполнено для монастыря 8 храмовых икон и 20 келейных. Почерк Гришиных узнаваем –выполненные ими вазы, декоративные тарелки, пласты, рельефы наполнены теплом, добрым и внимательным отношением мастеров к окружающему – людям, природе. Подкупает пластическая смелость и непосредственность в работах – их манера сродни народной традиции – в чем-то напоминает и городецкий пряник и глиняные свистульки. Интересно, что основой для изделия может стать любой предмет – чайник, банка для соления, ваза. Воображение и руки художников населяют их людьми, животными, разыгрывая целые сценки. Добрый юмор и дружелюбный взгляд на мир отличает работы Мастеров. |